Виртуальное профессиональное объединение 

начинающих педагогов дополнительного образования

"Организация учебного занятия в дополнительном образовании"

 

 

 

 

Занятие 3

 

 

 

Создание

 благоприятного психологического климата

 на учебном занятии. 

 

 

  “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в на занятии такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

Отличительной особенностью педагогических подходов последних лет становится направленность на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для активной творческой самореализации каждого ребенка. Творцом, так же как интеллектуалом не рождаются, все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени в той или иной форме присущ каждому из нас.

  О гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании  на занятиях атмосферы психологического комфорта в настоящее время говорят и пишут ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики. Это декларируется в законе “Об образовании”. В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы  дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”. В Концепции общего среднего образования, других документах Министерства образования РФ фиксируются соответствующие цитаты о формировании личности ребенка в новой парадигме образования. Именно в условиях такого психологического пространства может сформироваться личность, которая легко социализируется в новых условиях.

  Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Как отметил Фергюсон, “творческие способности не создаются, а высвобождаются”. Но прежде, чем начать их высвобождать, необходимо вовлечь ребенка в творческий процесс. Самая первая и очень важная стадия вовлечения ребенка в творческий процесс – это и есть создание  на занятии атмосферы психологического комфорта.

Что такое комфорт?

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (“Этимологический словарь”, Н. М. Шанский).

Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).

  Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

  Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Таким образом, цель деятельности психологической службы мы определили как “создание психолого-педагогического пространства”, которое решает следующие задачи:

- организация психолого-педагогического сопровождения инновационных процессов;

- создание здорового психологического климата;

- сохранение здоровья всех субъектов образования;

- повышение профессиональной компетентности педагогов.

 

   Становление личности ребенка (подростка) происходит в общении с окружающими людьми. Дополнительное образование - это то место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах УДО приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.
Поэтому педагогам  необходимо осознавать, что создание благоприятного психологического климата з коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает ребенку раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
  Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
  Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми
  Многие педагоги серьезно подходят к вопросу о создании благоприятного психологического климата, но не все владеют приемами и методами его создания.
Остановимся подробнее на методах психологического воздействия на группу. Основные методы психологического воздействия можно использовать на учебных занятиях как индивидуально, так и со всем коллективом.
      1. Психогимнастика. Этот метод строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Упражнения в психогимнастике направлены на следующие цели; уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников группы и выработка умения выражать свои чувства, понимать чувства, мысли, желания свои и другого человека.
Упражнения на снятие напряжения состоят из простейших движений: Я иду по воде, по горячему песку, спешу на занятия, возвращаюсь из школы, упражнение "Третий лишний", невербальное приветствие, прощание с членами коллектива.
Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции с партнером (предполагается уменьшение пространственной дистанции): разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул, занятый другим человеком, успокоить обиженного человека, выразить прикосновением свое отношение к другому человеку и т.д.
       2. Арттерапия - воздействие искусством. В данном случае используется проективный рисунок. Его тема задается руководителем группы или же дается свободная тема. Примерные темы: какой я, каким бы я хотел быть, я среди
друзей, я в данном коллективе, каким я кажусь окружающим, мое настроение в коллективе. Рисунки могут вывешиваться и обсуждаться всеми членами
коллектива;
Может быть другой вариант рисования - вся группа рисует одну картину. В этом случае обсуждается участие каждого члена группы, характер вклада и особенности взаимодействия его с другими участниками рисования.
По цвету, характеру рисунков можно посмотреть эмоциональное состояние коллектива в целом и каждого в отдельности.
      3. Натуртерапия - воздействие природы. Выходы на природу всем коллективом способствуют раскрепощению, эмоциональному сближению и сплочению коллектива. 
      4. Логотерапия - разговорный метод. Руководителю коллектива необходимо как можно больше разговаривать с детьми. Обсуждать их интересы, проблемы, взаимоотношения с окружающими. Использование вербальных игровых упражнений способствует познанию Друг друга, взаимопониманию, расширению эмоционального поля ребенка. Можно предложить такие упражнения, как:
-"Интервью" - у каждого члена группы по очереди все желающие берут интервью (5-7 вопросов). Отвечать в любой степени откровенности, можно в маске - будто не про себя.
-"Знакомство-представление" - познакомьтесь со своим партнером по игре и представьте его всем. При этом необходимо обращать внимание на личную информацию, умение выделить главное в личности, которое могло бы заинтересовать всех присутствующих.
-"Если бы я был ..." - игра-перевоплощение. Каждый участник должен выбрать себе какую-нибудь вещь (абажур, заноза, мороженое и т.п.) и погрузиться в ее мир. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как живет, что чувствует, о ее заботах, о ее прошлом, ее будущем. Рассказывая о постороннем предмете, участники невольно говорят о себе, это ведет к самораскрытию, при этом важно и то, что они учатся изменять себя, управлять своим эмоциональным состоянием и настроением.
      5. Игротерапия - игра образами. Цель: 1. Укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей. 2. Развитие творческих возможностей и развитие саморегуляции. Игры могут быть самыми разнообразными: импровизированный диалог, театрализация рассказа (сказки), ролевые, сюжетные игры.
Все эти методы направлены на создание благоприятного психологического климата в коллективе Они помогают ребенку почувствовать себя комфортно в новом коллективе, развиваться как личности и успешно адаптироваться к жизни.
Эти методы доступны, просты и могут широко использоваться в работе педагогов УДО.

 

  Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

  Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися, учителей – работой и дополнительными нагрузками – все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов. На каком бы уровне ни возникал конфликт, он прямо или косвенно бьет по детям. Нетрудно представить себе, в каком состоянии приходит на урок учитель, не успевший за коротенькую перемену успокоиться после «втыка» администрации или бестактности коллеги. Он начинает работать с классом в состоянии обиды и раздражениями,  мало кто из учителей обладает такой выдержкой, чтобы в той или иной форме не выплеснуть плохое настроение на детей.  Немало горя приносят и школьникам, и учителям конфликты типа «учитель – дети». Нередко эти конфликты разрастаются, вовлекая в свою орбиту новые жертвы. Таким образом, психологический климат в учительской и в классе – важнейшее условие психического здоровья и детей, и взрослых.

  Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

  Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.

  К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативно.

  Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).

  Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

  Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата являются следующие:

-Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.

-Использование игры.

-Формирование общих традиций.

-Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Наличие активной  позиции педагога по отношению к классному коллективу.

-Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.

   Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.

 

 

Практическое задание: разработать конспект учебного занятия с использованием методов создания благоприятного психологического климата до 8 мая 2017 г.  и прислать на электронный адрес руководителя klgkueda@mail.ru

 Литература

Белоусова С.В. Методы создания благоприятного психологического климата на учебном занятии. Пермь, 2000г.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»