Основные требования
к разработке общеобразовательных программ
дополнительного образования детей
Общеобразовательная программа:
• документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;
• нормативный текст, определяющий цели и задачи, ценности образования в условиях конкретного образовательного учреждения, методики их практической реализации и определения результата.
Содержание дополнительной общеобразовательной программы должно соответствовать:
• достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
• соответствующему уровню образования;
• направленностям дополнительных общеобразовательных программ;
• современным образовательным технологиям.
Направлено на:
• создание условий для развития личности ребенка;
• развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
• профилактику асоциального поведения;
• создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
• целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
• укрепление психического и физического здоровья детей;
• взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Типы программ:
• образовательные,
• досуговые
Классификация образовательных программ
Характеристика программы |
Варианты характеристики |
1. По возрасту |
Для дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школы, для подростков. |
2. По полу
|
Смешанные, для мальчиков, для девочек (юношей, девушек) |
3. По продолжительности реализации |
Одногодичные, двухгодичные и др. |
4. По способам реализации |
Эвристическая, алгоритмическая, исследовательские, творческие |
5. По видам деятельности
|
Художественная, техническая, эколого – биологическая, туристко – краеведческая, культурологическая и т.д. |
6. По образовательным областям |
Профильные и многопрофильные (естествознание, математика, искусство и т.д.) |
8. По уровню освоения |
Общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный |
9. По направлениям деятельности |
Ориентационные, фундаментальные, прикладные, информационные |
|
|
Виды программ
• Типовая (примерная) - программа, утвержденная и рекомендуемая к использованию Министерством образования по различным областям и направленностям деятельности.
• Модифицированная, или адаптироная – измененная с учетом особенностей учреждения, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимами и временными параметрами осуществления деятельности.
• Экспериментальная – программа, целью которой является изменение содержания, организационно – педагогических основ и методов обучения, предложения новых областей знаний, внедрение новых педагогических технологий.
• Авторская – это программа, написанная педагогом или коллективом педагогов. Содержание авторской программы это предложение средств решения проблемы в образовании. Оно обязательно отличается новизной, актуальностью.
Примерные требования к программам дополнительного образования детей
Министерство образования и науки России от 03.06.2003 года (изменения от 11.12.2006.306-1844)
(журнал «Внешкольник» №1, 2007г.)
Структура общеобразовательной программы
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание изучаемого курса
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Список литературы
1.Титульный лист
На титульном листе рекомендуется указывать;
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;
- название дополнительной общеобразовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
- год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
2. Пояснительная записка
1. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрывать:
- направленность дополнительной общеобразовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих общеобразовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы;
- сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно - тематический план
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы может содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий
Тема занятия |
Количество часов |
Количество часов |
Количество часов |
Введение в общеобразовательную программу |
Теория |
Практика |
Всего |
Итоговое занятие |
|
|
|
4. Содержание изучаемого курса
Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
Например:
Материал. Свойства материала (16 часов).
Теоретическая часть.
Технология жидкой обработки глины.
Шликер. Технология подготовки жидкой литейной массы.
Гипс. Гипсовые формы.
Практическая часть. Заготовка глины. Приготовление жидкой литейной массы. Использование гипсовой формы в литейном производстве.
5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список литературы
• Литература, рекомендуемая для детей
• Литература, используемая педагогом
/с указанием автора, названия, издательства и года издания в алфавитном порядке/
Виды задач
• Обучающие
• Воспитательные
• Развивающие
Обучающие (направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков).
Обучающие задачи: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, сравнивать, анализировать, высказывать, применять, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.
Воспитательные задачи, направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.
Младший школьный возраст
Воспитываем:
- любовь к малой Родине;
- доброжелательные отношения к окружающим (соблюдение правил этикета, доброжелательность, дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость);
- умение заботится (доброту, искренность, чуткость, общительность, стремление помочь, отзывчивость);
Формируем:
- положительную самооценку (аккуратность, бережливость, трудолюбие, сдержанность, основы самоконтроля, скромность, самостоятельность, умение доводить дело до конца, настойчивость, выдержку);
-потребность в здоровом образе жизни (умение видеть прекрасное, гигиенические знания и умения, оптимизм, доброжелательные отношения к труду, культуру труда);
Подростки
Воспитываем:
- гражданские качества личности (интерес к общественной жизни, стремление помогать, патриотизм, активную жизненную позицию, критичность, оптимизм, общественную активность, чувство долга, предприимчивость);
Формируем:
- положительную «Я – концепцию» (умение аргументировать свою позицию, положительную самооценку, самокритичность, оптимизм, уверенность в себе, лидерские качества, умение сопереживать);
- потребность в саморегуляции (ответственность, самоконтроль, рассудительность, тактичность, терпимость, самостоятельность, умение адаптироваться к новым условиям, умение прогнозировать собственную деятельность, умение организовать свою деятельность и анализировать её);
- потребность в здоровом образе жизни (разнообразие интересов, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе).
Старшеклассники
Формируем:
- положительную мотивацию на культуру (уважительное отношение к людям, общественную активность, интерес к культуру и истории России, стремление принести пользу обществу, понимание личного общественного значения труда, осознание личной и общественной значимости образования, потребность к самопознанию, умение ставить цели и реализовывать их, осознание значимости результата);
- потребность в общении в контексте культуры (умение идти на компромисс, тактичность, терпимость, толерантность, умение доказывать свою точку зрения, умение выходить из конфликтных ситуаций, умение организовать культурный досуг);
Способствуем:
- личностному и профессиональному самоопределению (формирование потребности в достижение цели – личностной и общественнозначимой, самовоспитание, формирование умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, формированию профессионально важных качеств личности, оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников.
Развивающие задачи, направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.
Младший школьный возраст:
- развивать психические процессы (внимание, памяти, речи, воображение, восприятия, мышления), познавательный интерес;
- развивать эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?);
- развивать любознательность, чувство удовлетворенности при успехах и неудовлетворенности при неудачах;
- развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;
- развивать эстетические чувства.
Подростки:
- развивать самосознание;
- развивать интерес к познавательной деятельности;
- развивать умения самовыражаться, самоутверждаться;
- развивать творческие способности;
- формировать способы социального взаимодействия;
- развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе.
Старшеклассники:
- развивать познавательные и профессиональные интересы;
- развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы;
- формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков);
- развивать самосознание;
- развивать творческие способности.
Специфика учебного занятия в учреждении дополнительного образования
Занятие – основная форма организации образовательного процесса в УДО
l На занятии создаются все необходимые условия для эффективной организации всех видов деятельности обучения.
Что общего у занятия в УДО и школьным уроком?
Занятие и школьный урок имеют общие черты:
l Решают обучающие, воспитательные, развивающие задачи;
l Соответствуют определенной программе;
l Регламентированы временем и расписанием;
l Имеют сходную структуру;
l Предполагают многообразие форм, методов, приемов организации учебного процесса;
l Имеют конечный результат.
Что отличает занятие от школьного урока?
Занятие от школьного урока отличает:
l Продолжительность проведения;
l Количество обучающихся
l Добровольность посещения, возможность выбора программы;
l Возможность коррекции программы обучения, освоения ее в своем темпе;
l Обучение через деятельность с элементами профессионального мастерства;
l Здоровая соревновательность, оценка собственного результата, сравнение с самим собой;
l Самореализация в предметной деятельности (конкурсах, соревнованиях), личностное развитие;
l Ориентация на развитие коммуникативных способностей;
l Общение в разновозрастном коллективе.
Какие задачи нужно решить педагогу при проведении занятия?
Занятие – совместный поиск истины педагогом и учеником, лаборатория культуры мышления.
l Задачи педагога: вовлечь в общий труд учения;
l Создать ситуацию успеха;
l Вселить уверенность в своих силах;
l Научить преодолевать трудности;
l Развивать творческую мысль;
l Организовать совместную взаимообусловленную деятельность педагога и обучающегося.
Как воздействует занятие на детей?
Занятие:
l Формирует знания, умения, навыки;
l Воспитывает;
l Учит общению;
l Побуждает к творчеству
l Дает возможность каждому обучающемуся работать в своем темпе и объеме;
l Способствует развитию личности каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
Какие преимущества имеет занятие как форма образовательного процесса?
Преимущества занятия
l Сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности;
l Систематического и последовательного изложения материала;
l Управление развитием познавательных способностей и формированием научного мировоззрения обучающихся;
l Стимулирование других видов деятельности.
Что должен сделать педагог, чтобы занятие получилось интересным?
Педагог, готовя и проводя занятия, должен:
l Уметь отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик;
l Видеть затруднения в овладении информацией и способы преодоления этих затруднений;
l Предчувствовать реакцию обучающихся на свои способы воздействия;
l Знать возможности обучающихся, видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;
l Предвидеть изменения в поведении детей;
l Видеть недостатки и ошибки в собственном поведении.
Как можно перестроить стиль педагогической работы?
Перестройка всего стиля педагогической работы идет:
l От шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;
l От механического запоминания учебной информации к осмыслению и обдумыванию ее;
l От монолога к диалогу в обучении, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся;
l От рецептурного следования методическим рекомендациям к осознанному выбору оптимальных вариантов.
Какие требования можно предъявить к учебному занятию?
Требования к учебному занятию
l Своевременное начало, темпоритм, максимальное использование каждой минуты;
l Логическая стройность и законченность;
l Сознательная дисциплина;
l Комплексное планирование задач обучения, воспитания, развития;
l Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности;
l Создание и поддержание познавательной и самостоятельной умственной активности;
l Применение разнообразного арсенала методов и средств обучения . Создание необходимых учебно-материальных условий обучения;
l Соотнесение цели результата занятия;
l Наличие продуманного плана-конспекта занятия.
Что является завершающим моментом учебного занятия?
Завершающим моментом занятия являются анализ и самоанализ.
l Умение анализировать и прогнозировать свою деятельность, систематизировать накопленный опыт – один из путей педагогического совершенствования.
Составление расписания учебных занятий в УДО
К составлению расписания нужно подходить очень продуманно. Ребенок отдает нам свое свободное время, и мы должны его рационально организовать.
Обязательно надо учитывать нагрузку на ребенка, ведь он учится в школе, плюс выполнение домашнего задания, помощь родителям.
Таким образом: дошколята должны заниматься 2 – 3 часа в неделю по 30 – 35 минут с перерывом 10 – 15 минут.
Школьники I ступени (1 – 4 классы) – 4 часа в неделю, с обязательным перерывом 5 – 10 минут.
Школьники II ступени (5 – 8 классы) – 4 – 6 часов в неделю.
Школьники III ступени (9 – 11 классы) – 8 – 9 часов в неделю.
Исходя из этого, педагог и составляет расписание занятий.
А теперь о наполняемости групп:
Группы 1 года обучения – 10 – 12 человек
Группы 2 года обучения – 10 человек
Группы 3 года обучения и более – 8 человек.
В случае, если не позволяет помещение в котором организована образовательная деятельность не соответствует нормам рабочего места обучающегося и не имеется возможности предоставить вам для занятий большого помещения, то администрация пишет приказ, в котором разрешает вам проводить занятия с меньшим количеством детей.
Соответственно:
1 года обучения – 10 человек
2 года обучения – 8 человек
3 года обучения – 5 человек.
Практическая работа. Разработать общеобразовательную программу дополнительного образования ( для своего объединения) в соотвествии с требованиями к общеобразовательным программам и прислать на электронный адрес klgkueda@mail.ru 18 04.2017 года
Литература
Смирнова Г.М. Специфика учебного занятия в учреждении дополнительного образования.Пермь, 2000г.