Виртуальное профессиональное объединение 

начинающих педагогов дополнительного образования

"Организация учебного занятия в дополнительном образовании"

 

 

 

 

Занятие 1

 

 

 

Основные требования

 к разработке общеобразовательных программ

 дополнительного образования детей

 

Общеобразовательная программа:

 

         документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;

 

         нормативный текст, определяющий цели и задачи, ценности образования в условиях конкретного образовательного учреждения, методики их практической реализации и определения результата.

 

Содержание дополнительной общеобразовательной программы должно соответствовать:

         достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным  особенностям регионов;

         соответствующему уровню образования;

         направленностям дополнительных общеобразовательных программ;

         современным образовательным технологиям.

Направлено на:

         создание условий для развития личности ребенка;

         развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

         обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

         приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

         профилактику асоциального поведения;

         создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

         целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

         укрепление психического и физического здоровья детей;

         взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Типы программ:

         образовательные,

         досуговые

 

Классификация образовательных программ

Характеристика программы

Варианты характеристики

1. По возрасту

Для дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школы, для подростков.

2. По полу

 

Смешанные, для мальчиков, для девочек (юношей, девушек)

3. По продолжительности реализации

Одногодичные, двухгодичные и др.

4. По способам реализации

Эвристическая, алгоритмическая, исследовательские, творческие

5. По видам деятельности

 

Художественная, техническая, эколого – биологическая, туристко – краеведческая, культурологическая и т.д.

6. По образовательным областям

Профильные и многопрофильные (естествознание, математика, искусство и т.д.)

8. По уровню освоения

Общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный

9. По направлениям деятельности

Ориентационные, фундаментальные, прикладные, информационные

 

Виды программ

         Типовая (примерная) -  программа, утвержденная и рекомендуемая к использованию Министерством образования  по различным областям и направленностям деятельности.

 

         Модифицированная, или адаптироная – измененная с учетом особенностей учреждения, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимами и временными параметрами осуществления деятельности.

 

         Экспериментальная – программа, целью которой является изменение содержания, организационно – педагогических основ и методов обучения, предложения новых областей знаний, внедрение новых педагогических технологий.

 

         Авторская – это программа, написанная педагогом или коллективом педагогов. Содержание авторской программы это предложение средств решения проблемы в образовании. Оно обязательно отличается новизной, актуальностью.

Примерные требования к программам дополнительного образования детей

 Министерство образования и науки России от 03.06.2003 года (изменения от 11.12.2006.306-1844)

(журнал «Внешкольник» №1, 2007г.)

Структура общеобразовательной программы

Титульный лист

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание изучаемого курса

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной    программы

Список литературы

1.Титульный лист

 На титульном листе рекомендуется указывать;

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;

- название дополнительной общеобразовательной программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;

- год разработки дополнительной общеобразовательной программы.

  

2. Пояснительная записка 

1.      В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрывать:

- направленность дополнительной общеобразовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;

- отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих общеобразовательных программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы;

- сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

- формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

 

3. Учебно - тематический план

 Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы может содержать:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий

 

 Тема занятия

 Количество часов

 Количество часов

 Количество часов

 Введение в общеобразовательную программу

 Теория

 Практика

 Всего

 Итоговое занятие

 

 

 

 

4. Содержание изучаемого курса

 Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Например:

Материал. Свойства материала (16 часов).

Теоретическая часть.

Технология жидкой обработки глины.

Шликер. Технология подготовки жидкой литейной массы.

Гипс. Гипсовые формы.

Практическая часть. Заготовка глины. Приготовление жидкой литейной массы. Использование гипсовой формы в литейном производстве.

 

5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы     

  Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

 

6. Список литературы

         Литература, рекомендуемая для детей

         Литература, используемая педагогом

 

 

/с указанием автора, названия, издательства и года издания в алфавитном порядке/

 

Виды задач

 

         Обучающие

         Воспитательные

         Развивающие

Обучающие (направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков).

Обучающие задачи: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, сравнивать, анализировать, высказывать, применять, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

Воспитательные задачи, направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

Младший школьный возраст

Воспитываем:

            - любовь к малой Родине;

            - доброжелательные отношения  к окружающим (соблюдение правил этикета, доброжелательность, дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость); 

            - умение заботится (доброту, искренность, чуткость, общительность, стремление помочь, отзывчивость);

Формируем:

            - положительную самооценку (аккуратность, бережливость, трудолюбие, сдержанность, основы самоконтроля, скромность, самостоятельность, умение доводить дело до конца, настойчивость, выдержку);

            -потребность в здоровом образе жизни (умение видеть прекрасное, гигиенические знания и умения, оптимизм, доброжелательные отношения к труду, культуру труда);

Подростки

Воспитываем:

         - гражданские качества личности (интерес к общественной жизни, стремление помогать, патриотизм, активную жизненную позицию, критичность, оптимизм, общественную активность, чувство долга, предприимчивость);

Формируем:

            - положительную «Я – концепцию» (умение аргументировать свою позицию, положительную самооценку, самокритичность, оптимизм, уверенность в себе, лидерские качества, умение сопереживать);

            - потребность в саморегуляции (ответственность, самоконтроль, рассудительность, тактичность, терпимость, самостоятельность, умение адаптироваться к новым условиям, умение прогнозировать собственную деятельность, умение организовать свою деятельность и анализировать её);

            - потребность в здоровом образе жизни (разнообразие интересов, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе).

Старшеклассники

Формируем:

            - положительную мотивацию на культуру (уважительное отношение к людям, общественную активность, интерес к культуру и истории России, стремление принести пользу обществу, понимание личного общественного значения труда, осознание личной и общественной значимости образования, потребность к самопознанию, умение ставить цели и реализовывать их, осознание значимости результата);

            - потребность в общении в контексте культуры (умение идти на компромисс, тактичность, терпимость, толерантность, умение доказывать свою точку зрения, умение выходить из конфликтных ситуаций, умение организовать культурный досуг);

Способствуем:

            - личностному и профессиональному самоопределению (формирование потребности в достижение цели – личностной и общественнозначимой, самовоспитание, формирование умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, формированию профессионально важных качеств личности, оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников.

Развивающие задачи, направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.

Младший школьный возраст:

            - развивать психические процессы (внимание, памяти, речи, воображение, восприятия, мышления), познавательный интерес;

            - развивать эмоциональную сферу;

            - развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно  и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?);

            - развивать любознательность, чувство удовлетворенности при успехах и неудовлетворенности при неудачах;

            - развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;

            - развивать эстетические чувства.

Подростки:

            - развивать самосознание;

            - развивать интерес к познавательной деятельности;

            - развивать умения самовыражаться, самоутверждаться;

            - развивать творческие способности;

            - формировать способы социального взаимодействия;

            - развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе.

Старшеклассники:

            - развивать познавательные и профессиональные интересы;

            - развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы;

            - формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков);

            - развивать самосознание;

            - развивать творческие способности.

 

 

Специфика учебного занятия в учреждении дополнительного образования

 

Занятие – основная форма организации образовательного процесса    в УДО

l  На занятии создаются все необходимые условия для эффективной организации всех видов деятельности обучения.

Что общего у занятия в УДО и школьным уроком?

Занятие и школьный урок имеют общие черты:

l  Решают обучающие, воспитательные, развивающие задачи;

l  Соответствуют определенной программе;

l  Регламентированы временем и расписанием;

l  Имеют сходную структуру;

l  Предполагают многообразие форм, методов, приемов организации учебного процесса;

l  Имеют конечный результат.

Что отличает занятие от школьного урока?

Занятие от школьного урока отличает:

l  Продолжительность проведения;

l  Количество обучающихся

l  Добровольность посещения, возможность выбора программы;

l  Возможность коррекции программы обучения, освоения ее в своем темпе;

l  Обучение через деятельность с элементами профессионального мастерства;

l  Здоровая соревновательность, оценка собственного результата, сравнение с самим собой;

l  Самореализация в предметной деятельности (конкурсах, соревнованиях), личностное развитие;

l  Ориентация на развитие коммуникативных способностей;

l  Общение в разновозрастном коллективе.

Какие задачи нужно решить педагогу при проведении занятия?

Занятие – совместный поиск истины педагогом и учеником, лаборатория культуры мышления.

l  Задачи педагога: вовлечь в общий труд учения;

l  Создать ситуацию успеха;

l  Вселить уверенность в своих силах;

l  Научить преодолевать трудности;

l  Развивать творческую мысль;

l  Организовать совместную взаимообусловленную деятельность педагога и обучающегося.

Как воздействует занятие на детей?

Занятие:

l  Формирует знания, умения, навыки;

l  Воспитывает;

l  Учит общению;

l  Побуждает к творчеству

l  Дает возможность каждому обучающемуся работать в своем темпе и объеме;

l  Способствует развитию личности каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

Какие преимущества имеет занятие как форма образовательного процесса?

Преимущества занятия

l  Сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности;

l  Систематического и последовательного изложения материала;

l  Управление развитием познавательных способностей и формированием научного мировоззрения обучающихся;

l  Стимулирование других видов деятельности.

Что должен сделать педагог, чтобы занятие получилось интересным?

Педагог, готовя и проводя занятия, должен:

l  Уметь отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик;

l  Видеть затруднения в овладении информацией и способы преодоления этих затруднений;

l  Предчувствовать реакцию обучающихся на свои способы воздействия;

l  Знать возможности обучающихся, видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;

l  Предвидеть изменения в поведении детей;

l  Видеть недостатки и ошибки в собственном поведении.

Как можно перестроить стиль педагогической работы?

Перестройка всего стиля педагогической работы идет:

l  От шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;

l  От механического запоминания учебной информации к осмыслению и обдумыванию ее;

l  От монолога к диалогу в обучении, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся;

l  От рецептурного следования методическим рекомендациям к осознанному выбору оптимальных вариантов.

Какие требования можно предъявить к учебному занятию?

Требования к учебному занятию

l  Своевременное начало, темпоритм, максимальное использование каждой минуты;

l  Логическая стройность и законченность;

l  Сознательная дисциплина;

l  Комплексное планирование задач обучения, воспитания, развития;

l  Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности;

l  Создание и поддержание познавательной и самостоятельной умственной активности;

l  Применение разнообразного арсенала методов и средств обучения . Создание необходимых учебно-материальных условий обучения;

l  Соотнесение цели  результата занятия;

l  Наличие продуманного плана-конспекта занятия.

Что является завершающим моментом учебного занятия?

Завершающим моментом занятия являются анализ и самоанализ.

l  Умение анализировать и прогнозировать свою деятельность, систематизировать накопленный опыт – один из путей педагогического совершенствования.

 

Составление расписания учебных занятий в УДО

            К составлению расписания нужно подходить очень продуманно. Ребенок отдает нам свое свободное время, и мы должны его рационально организовать.

            Обязательно надо учитывать нагрузку на ребенка, ведь он учится в школе, плюс выполнение домашнего задания, помощь родителям.

Таким образом: дошколята должны заниматься 2 – 3 часа в неделю по 30 – 35 минут с перерывом 10 – 15 минут.

Школьники I ступени (1 – 4 классы) – 4 часа в неделю, с обязательным перерывом 5 – 10 минут.

Школьники II ступени (5 – 8 классы) – 4 – 6 часов в неделю.

Школьники III ступени (9 – 11 классы) – 8 – 9 часов в неделю.

Исходя из этого, педагог и составляет расписание занятий.

А теперь о наполняемости групп:

Группы 1 года обучения – 10 – 12 человек

Группы 2 года обучения – 10 человек

Группы 3 года обучения и более – 8 человек.

В случае, если не позволяет помещение в котором организована образовательная деятельность не соответствует нормам рабочего места обучающегося и не имеется возможности предоставить вам для занятий большого помещения, то администрация пишет приказ, в котором разрешает вам проводить занятия с меньшим количеством детей.

Соответственно:

1 года обучения – 10 человек

2 года обучения – 8 человек

3 года обучения – 5 человек.

 

Практическая работа. Разработать общеобразовательную программу дополнительного образования ( для своего объединения) в соотвествии с требованиями к общеобразовательным программам и прислать на электронный адрес  klgkueda@mail.ru 18 04.2017 года

Литература

Смирнова Г.М. Специфика учебного занятия в учреждении дополнительного образования.Пермь, 2000г.

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»