Методика подготовки и проведения учебного занятия
Подготовка педагога к учебному занятию, функции и формы проведения организационного и итогового моментов учебного занятия в учреждениях дополнительного образования.
Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка к нему.
Что же обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к своему предмету? И вообще, как же удержать детей в объединениях, кружках?
Эти вопросы сегодня волнуют практически любого педагога. Ведь дополнительное образование имеет одну особенность – это добровольное посещение занятий.
Итак, что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия? Это, прежде всего, знание алгоритма учебного занятия, то есть порядка подготовки к учебному занятию.
I этап: Анализ предыдущего учебного занятия, то есть при подготовке учебного занятия педагог должен проанализировать предыдущее учебное занятие: подвести итог, что было дано полезного, и определить недостатки и исключить эти недостатки при проведении следующего учебного занятия.
II этап: Моделирование или конструирование учебного занятия.
1. Обращение к программе, определение темы учебного занятия и его места в системе тем.
Будет ли это началом изучения новой темы, частью большой темы, практической работой по темам или итогам темы.
2. Определение цели учебного занятия задач как условий выполнения цели.
Я бы хотела подробнее остановиться на этом пункте, так как многих педагогов затрудняет постановка цели занятия. Любой уважающий себя педагог со знанием дела будет утверждать необходимость целеполагания, его принципиальное значение для достижения действительного результата занятия.
3. В любом случае при постановке целей полезно учитывать следующие требования:
- Главным основанием постановки целей занятия должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы объединения, с одной стороны, и анализ наличных возможностей, средств, ресурсов (в том числе и временных) с другой.
То есть необходимо знать имеющиеся проблемы и пути для решения этих проблем – чтобы достичь конечного результата – поставленной цели.
- Цели должны быть актуальными, то есть отвечающими наиболее значимым проблемам объединения.
- Цели должны быть сформулированы настолько конкретно (включая уровень желаемого результата и возможность его достижения за время одного – 2 – 3 занятий), чтобы можно было четко определить, достигнуты ли они.
- Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими.
Моделирование занятия:
Отбор оптимального содержания, продумывание этапов и логики занятия, выбор формы, способов работы как педагога, так и детей, на каждом этапе занятия.
1. Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия (выставки, конкурсы, анкетирование и т.д.)
III этап: Обеспечение учебного занятия.
1. Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала, то есть содержания занятия.
2. Обеспечение учебной деятельности учащихся, то есть подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала, подготовка заданий.
3. Обеспечение материально – технической базы: то есть подготовка кабинета, инвентаря, оборудования.
IV этап (заключительный): Написание или оформление плана – конспекта учебного занятия.
Написание и оформление плана – конспекта учебного занятия не всегда является обязательным. Чаще всего это делается при проведении открытых, конкурсных, аттестационных занятий. Но планы – схемы учебного занятия необходимо составлять.
Итак, планы – конспекты учебного занятия – это руководство к действию педагога, это письменное, подробное изложение организации и проведения занятия с детьми.
Наличие плана – конспекта обеспечивает четкое, осознанное проведение занятия, гарантирует реализацию поставленных целей, результативность и эффективность занятия.
Основа схемы построения учебного занятия, а, следовательно, и плана – конспекта общепринята.
Первая часть. Организационный момент – 5 минут
Это обязательный момент (этап) любого учебного занятия. Организационный момент во многом определяют успешность, логичность учебного занятия.
К сожалению, часто в практике приходится слышать, видеть, такое начало занятия, когда педагог говорит:
«Ну, что, все собрались? Давайте начнем!»
«Ребята, берите инструменты (книги, шахматы) и приступайте к работе» и т.д.
Многие педагоги не осознают значимость и необходимость данного этапа, не могут выбрать форму проведения.
Сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на некоторые наиболее значимые функции организационного момента.
1. Поставка целей занятия и обеспечение их принятия обучающимися.
Что это значит? То есть в самом начале занятия важно не только сообщить детям, чем они будут заниматься, но и объяснить зачем это им нужно. Нужно увлечь, заинтересовать детей предстоящим делам. Сделать так, чтобы у ребенка возник осознанный интерес к вашим занятиям.
2. Создание благоприятной эмоционально – психологической обстановки.
Ребенок приходит к вам на занятия не только для того, чтобы чему-нибудь научиться. но и что-либо узнать. Он приходит еще и общаться, он хочет чувствовать себя комфортно на занятиях объединений. И поэтому с 1 же минут дети должны чувствовать, что они нужны нам с вами, интересны, что им рады.
роме того, организационный момент хорошо объединяет детей в единый дружный коллектив, позволяет научить их общаться друг с другом.
Для создания благоприятной организационной обстановки я хочу предложить методы психологического воздействия на группу.
Можно предложить «Круг настроений» (когда каждый определяет одним – двумя словами свое настроение)
«Круг приветствий» - каждый приветствует или высказывает пожелание всей группе.
Это могут быть викторины, игры, включающие детей в общее переживание, настроение.
3. Концентрация внимания детей, настрой на работу.
На занятия дети часто приходят уставшие, возбужденные. Каждый педагог сталкивается с проблемой как успокоить детей, включить их в работу.
Мы знаем, что силовые приемы (крик, одерживание) недопустимы. Порой приходится наблюдать, что ребенок не смог успокоиться до конца занятий. Занятие проходит мимо них. И это вина педагога.
Поэтому педагог должен уметь концентрировать внимание детей, настроить их работу.
Можно использовать игровые приемы
«Что лишнее»
«Поиск предметов, обладающих сходными и различными свойствами»
«Сокращение рассказа»
То есть, педагогу необходимо вовремя увлечь детей, заинтересовать.
Вторая часть плана – конспекта учебного занятия - Основная
Основная часть может включать в себя введение новых знаний и умений, их закрепление и контроль.
То есть основная часть включает в себя ознакомление, объяснение новой темы.
Здесь идет выход обучающихся на обобщенные знания и умения.
Используются приемы активизации (то есть наглядность, оборудование и т.д.).
Обучающиеся включаются в коллективную работу со своим спектром интересов и потребностей, а также индивидуальным заданием.
Третья часть – Итоговая, или заключительный этап
Итоговый момент тоже имеет не маловажное значение в структуре учебного задания. Он является завершением любого учебного занятия, как и знаки препинания в предложениях. Но, к сожалению, часто педагоги бросают фразу: «Кто закончил, тот может идти».
Следует выделить следующие функции итогового момента.
1. Определение степени достижения целей занятия.
Начиная занятия, мы ставим цель, а, заканчивая, определяем в какой же степени удалось достичь цели.
2. Оценка работ обучающихся.
Для ребенка важен на учебном занятии не только процесс обучения, но и поддержка педагога, чувство уверенности в себе, которое рождается с маленького успеха
необходимо, чтобы в конце каждого занятия педагог сумел увидеть и отменить достижения всего коллектива и каждого ребенка в отдельности.
3. Определение степени удовлетворенности детей.
Образовательный процесс в УДО в большей степени ориентирован на запросы, интересы детей, учет их настроений. Поэтому необходимо уметь определять и степень удовлетворенности детей.
Понравилось ли на занятии, что именно. Если нет – выяснить причину, устранить эту причину на следующем занятии. Иначе ребенок просто перестает посещать занятия дополнительного образования.
4. Определение перспектив дальнейшей работы.
Ребенок, выстраивающий сам или с помощью педагога работы становится творцом своего развития и активным участником объединения.
Поэтому нужно определить перспективы дальнейшей работы любого ребенка. Чтобы они почувствовали, что могут что-нибудь сделать, что у них хорошо получается и дальше продолжали приходить на занятия.
Итак, я ознакомила вас со всеми этапами структуры учебного занятия.
Это оргмомент, основная часть, итог
Но хотелось еще добавить, что в плане конспекте выписываются цель и задачи учебного занятия:
- этапы, их задачи и содержания;
- способы деятельности детей и педагога;
- дидактические и наглядные материалы;
- оборудование.
При написании плана возможны сокращения и условные обозначения.
Итак, мы рекомендуем вам строить учебные занятия по планам – конспектам, не развернутым, а кратким, сжатым, так как построение учебного занятия не как отдельных форм работы с детьми, а как системы обучения позволит достичь высоких результатов.
И все-таки главное, чтобы педагог сам осознавал значительность этих структурных элементов занятия, и тщательно их продумывал, разнообразил.
И тогда образовательный процесс станет ярче, интереснее для детей.
Конструирование учебного занятия
Опорная таблица
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание
этапа
учебного
занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1. Организационный этап |
- Приветствие, фиксация отсутствующих;
- Проверка подготовленности помещения к занятию;
- Организация внимания школьников;
-Раскрытие общей цели урока и плана его проведения. |
|
-Доброжелательный настрой учителя и уч-ся;
- Кратковременность этапа;
- Полная готовность класса к уроку;
- Быстрое включение уч-ся в деловой ритм;
- Формулирование целевых установок урока и плана работы. |
- Собранность учителя;
- Последовательность в предъявлении требований;
- Использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;
- Спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе;
- Отсутствие многословия. |
1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень
хочу начать работу с вами! (хорошего вам
настроения!)»
2.«Ладошка к ладошке».
3.Рапортичка (определение отсутствующих).
4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе. |
2. Этап проверки выполнения домашнего задания
1.Установить правильность, полноту и осознан- ность выполнения д/з всеми (боль-шинством уч-ся)
2.Выявить пробе-лы в знаниях и способах деятель-ности уч-ся и
определить причины их возникновения
3.Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы |
1.Выявление степени усвоения уч-ся заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений))
2.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками
3.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления
4.Ликвидация обнаруженных недостатков
|
-Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут)
-обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;
-оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся. |
-Использование учителем
системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся;
-использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отноше-ния учащихся конкретного класса к выполнению д/работы;
-создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще;
-постановка требования перед уч-ся не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты –понятия – законы – теория – следствия - приложения) |
1.Текстовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности).
2.Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям.
3.Постановка доп. вопросов.
4.Проверка д/з под копирку.
5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски.
6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана.
7.Разноуровненые самостоятельные работы.
8.Метод обучения с опорой на ошибки.
9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений).
10. «Гирлянда ассоциаций».
11. «Кубики».
|
3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе
1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) |
-Сообщение уч-ся цели учебного занятия;
- формулирование
целей урока
вместе с уч-ся;
-показ социальной и практической значимости изучаемого материала;
-постановка перед уч-ся учебной проблемы;
-актуализация субъектного опыта уч-ся. |
-Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности;
-формулировка целей урока вместе с уч-ся;
-вариантность приемов сообщения темы и целей урока;
-преемственность и перспективность в постановке целей урока;
-формулировка целей урока в действиях уч-ся;
-понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала;
-сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности. |
-Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практич. значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;
-умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;
-владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла уч-ся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;
-использование учителем многообразных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих
выделение ключевых идей,
ведущих принципов построения учебного предмета;
-умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем;
-сформировать у школьников понимание, что без чётко поставлен-ной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке;
-отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся , а ,прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы уч-ся, их интеллектуальное исследование, коммуникативной
культуры, а также культуры учения;
-ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.
|
1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы.
2.Сообщение цели в виде проблемного задания.
3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса.
4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»
5. Использование технологической карты.
6.Ассоциативный ряд.
7.Использование результатов предварительного социологического опроса.
8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др.
9.Постановка целей через показ конечных результатов
10.Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала
11.Составление карт мыследеятельности
12.Устный счет, математический диктант
13.Метод целесообразных задач
14.«Нарисуй картину»
15.Мозговая атака
16.Постановка привлекательной цели
17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом
18.Дополнение реальной ситуации фантастикой
|
4.Этап усвоения новых знаний и способов действий
1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого ма-териала:
-существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.;
-правил и построенных на их основе алгоритмов.
2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)
3.Создать содержательные и организацион-ные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала. |
-Организация внимания уч-ся;
-сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);
-обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;
-обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы) |
-Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладе-нии способами действий;
-если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правиль-ность, полнота, осознанность, действенность, систематич-ность) ответов уч-ся на последующих этапах урока;
-при использовании метода эвристической беседы, самостоят. работы уч-ся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программиро-ванных учебников, модулей, показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы |
-полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;
-включение в содержание изучае-мого материала субъективного опыта уч-ся;
-учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала;
-подача материала логически завершенными частями – блоками;
-реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала;
-осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности;
-обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный, интерактивный и интерактивный режимы;
-ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации;
-включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания;
-выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся;
-«сталкивание» ученика с пробле-мами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;
-создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности.
|
1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)
2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся
3. Представление основного материала одновре-менно в словесной, знаково-символичной формах
4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах
5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)
6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся
7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение)
8. Построение структурно-логических схем изучаемого материала
9.Метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практической деятельности
10. Метод целесообразных задач
11. Метод информационной накачки
12. Обучение на концептуальной основе
13. «Мудрые совы» |
5.ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.
1.Установить правильность и осознанность изученного материала
2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся
3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
|
-проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;
-проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;
-выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;
-ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала |
-правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;
-привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся;
-устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока |
-постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся;
-постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика |
1. Ассоциативный ряд
2. «Пчелиный улей»
3. Опорный текст
4. Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов
5. «Опрос эксперта»
6. Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу
7. «Мудрые совы»
|
6.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и спосо-бов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу
2.Обеспечить в ходе закрепле-ния повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания |
-организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных призна-ков изученных позна-вательных объектов;
-организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;
-закрепление методи-ки изучения нового материала;
-закрепление методи-ки ответа при очеред-редной проверке знаний;
-отработка логики алгоритма изученных правил |
-умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания)
-умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;
-умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;
-прочность знаний уч-ся |
-использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);
-использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;
-использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;
-обеспечение дозированной помощи уч-ся |
1.Использование на уроке взаимообратных задач
2.Составление карты мыследеятельности
3. «Опрос эксперта»
4. «Разбери слово по буквам»
5. Вопросно-ответное общение
6.«Высокопоставленный дилетант»
7.Структурная модель
8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»
9. «Придумай свои задания»
10.Интеллектуальный марафон
|
7. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
2.Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях |
-организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и новых ситуациях |
-правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся;
-самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;
-углубление знаний и способов действий уч-ся |
-использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;
-использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях;
-использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;
-стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
-поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи);
-применение заданий, позволя-ющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
-использование открытых задач
|
1.Разноуровневые самостоятельные работы
2.Лабиринт действий
3.Проектное обучение
4.Деловая игра
5. «Три цвета – три формы»
6.Вопросно-ответное общение
7.Учебные станции
8.Рынок возможностей
9.Двойные ассоциации
10. «Цветные шары»
11.Групповая работа
12. «Дебаты «за» и «против»
13.Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач
14. «Задания по кругу» |
8.ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся
2.Обеспечить уста-новление учся внутрипредметных и межпредметных знаний
3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий |
-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений |
-активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний;
-выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей;
-выделение мировоззренческих идей |
-Построение структурно-логических схем изученной темы;
-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;
-обобщения на различных уровнях:
а) понятийном;
б) межпонятийном;
в) тематическом;
г) итоговом;
д) межпредметном;
-выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и т.д.;
-использование обобщающих таблиц
|
1.Метод кооперации
2.Составление карты мыследеятельности
3.Моделирование
4.Построение «дерева» темы
5.Построение «здания» темы
6.«Паучок»
7.Построение блок-формулы
8.Мозговая атака в письменной форме
9.Учебные станции
10.Здания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов
11. «Пересечение тем»
12.Рефлексивная позиционная дискуссия
|
9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий
2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся
3.Установить причины выявленных недостатков
4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям |
-Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся;
-проверка образа мышления уч-ся
-проверка сформированности общих учебных умений;
-комментирование ответов уч-ся
|
-Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности;
-активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;
-рецензирование ответов уч-ся |
-Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся;
-постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний;
-разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;
-при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий |
1.Разноуровненые контрольные и самост. работы
2.Текстовые задания
3.Задания на выделения всех признаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний)
4.Задания на выделение существенных признаков (глубина)
5.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость)
6.Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
10.Этап коррекции знаний и способов действий
1.Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы |
-Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков |
-Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний |
-Организация деятельности уч-ся:
а)минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции;
б)вариативного (творческого) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррекции своих ошибок |
1.Использование специально разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
2.Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем
3.Текстовые задания
4.Задания «с пропусками»
5.Структурно-логические схемы «с пропусками» |
11.Этап информации о домашнем задании
1.Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
-Информация о д/з;
-мотивирование выполнения д/з;
-инструктаж по выполнению д/з;
-проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/работы |
-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем их развития;
-наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);
-наличие возможности выбора д/заданий |
-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;
-соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному уровню развития), (репродуктивному, конструктивному или вариативному);
-создание условий для выбора уч-ся д/заданий;
-подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з. |
1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.
2.Три уровня д/з
3.Задание массивом
4.Особое задание
5.«Необычная обычность»
6.Идеальное задание
|
12. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся |
-подведение итогов учебного занятия |
-четкость и краткость этапа |
-умение учителя давать качественную характеристику работы класса |
1.Сообщение учителя
2.Подведение итогов самими уч-ся |
13. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
1.Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества |
-мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения |
-открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;
-прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
-развитие способностей уч-ся к рефлексии;
-стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления;
-реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы) |
1.Ассоциативный ряд
2.Незаконченные предложения
3.«Торт решений»
4.«Разговор на бумаге»
5.«Солнышко»
6.«Координаты»
7.«Лист обратной связи»
8.«Заключительная дискуссия»
9.«Выбери дистанцию»
10.Интерпретация изображений на открытках
11.«Свет молнии»
12.«Письмо самому себе»
13.«Ну что, как прошло занятие?»
14.Барометр настроения
15.«Телеграмма»
16.«Памятки»
17.«Птичий двор- зеркало настроения»
18.«Пейзаж – зеркало настроения»
|
Предлагаем вам мастер-класс по конструированию учебного занятия в объединении дополнительного образования (см.далее)
Практическое задание. Разработать конспект учебного занятия. Работы выслать на электронный адрес klgkueda@mail.ru
не позднее 25 апреля 2017 г.
Литература
Штернберг Л.П. Подготовка педагога к учебному занятию. Пермь, 2000г.