Анализ и самоанализ учебного занятия
Качество и эффективность учебного занятия во многом зависит от умения педагога анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного занятия, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно. Любое учебное занятие оценивается по достижению цели:
-цели достигнуты;
-цели частично достигнуты;
-цели не достигнуты.
Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.
Виды анализа и самоанализа урока:
краткий (оценочный): общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
структурный (поэтапный): выявление и оценка преобладающих элементов занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся; системный: рассмотрение занятия как единой, системы с точки зрения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений, навыков обучающихся, усвоения ими способов учения;
полный: включает оценку реализации учебных задач, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по следующим характеристикам: уровни усвоения студентами знаний и способов умственной деятельности, развитие студентов, реализация дидактических принципов и результативность занятия;
структурно-временной: оценка использования времени по каждому этапу занятия;
комбинированный: одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов;
психологический: изучение обеспечения познавательной деятельности обучающихся развивающего типа;
дидактический: анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения и учения обучающихся, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и т. п.
аспектный: рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся:
реализация задачи занятия;
использование развивающих методов;
изучение способов активизации познавательной деятельности студентов;
пути развития познавательного интереса;
проверка и оценка знаний, умений и навыков;
организация проблемного обучения.
комплексный: одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).
Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ.
Примерная схема самоанализа:
-Место занятия в системе занятий данной темы.
-Обоснование целей занятия и выполнение намеченного плана,
-Краткая характеристика учебной группы, индивидуальные особенности и их учет.
-Выбор структуры занятия, ее обоснованность.
-Мотивировка отбора учебного материала для занятия, оценка содержания каждого этапа занятия.
-Оценка оптимальности выбранных форм и методов, оценка их соответствия целям занятия и содержанию, выполнению задач, удовлетворенность преподавателя занятием, меры по устранению недостатков.
-Атмосфера занятия, характер взаимодействия педагога и обучающихся.
-Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося занятия и до начала следующего, когда можно учесть при подготовке что удалось, а что нужно исправить.
Целенаправленное изучение собственного опыта может проводиться в одном направлении и зависит от того, что является для педагога главным на данный момент: активизация познавательной деятельности обучающихся при усвоении новых знаний, развитие самостоятельной работы обучающихся при формировании навыков и умений и т. д.
Но не только самоанализ является для преподавателя повышением педагогического мастерства. Анализ уроков других педагогов, знакомство с их методикой проведения занятий позволяет совершенствовать свое преподавание.
Одним из наиболее полезных для преподавателя видов анализа является дидактический.
Примерная схема дидактического анализа.
-Своевременность явки преподавателя на урок.
-Готовность к началу урока.
-Санитарное состояние аудитории и личная гигиена студентов.
-Организация групп.
-Подробный анализ проверки домашнего задания.
-Методы и приемы, используемые преподавателем при проверке пройденного материала и их соответствие поставленным целям.
-Ценность используемых методов и приемов проверки задания.
-Качество знаний обучающихся.
-Способы активизации группы во время проверки знаний, умений, навыков.
-Анализ поведения обучающихся на занятии.
-Анализ изложения нового материала или закрепление предыдущей темы:
-ясность и доступность изложения материала преподавателем;
-используемые методы и их соответствие целям занятия.
-Используемые мыслительные приемы работы обучающихся.
-Анализ последнего этапа занятия:
-осуществление подведения итогов, выставление оценок;
-Своевременность окончания занятия.
Реализация воспитательных задач.
-Индивидуальный подход к обучающимся, сочетание его с коллективной работой.
-Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины.
-Самообладание и педагогический такт.
-Владение голосом, правильность речи, дикция, темп, выразительность.
-Примеры ответов на вопросы по указанной схеме.
Выводы и предложения.
В заключение педагог продумывает, каким образом улучшить качество своей работы на занятии, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего мастерства.
Практическое занятие. Написать самоанализ любого учебного занятия,конспект которого Вы представили по изучению предыдущих тем. Срок выполнения до 17 мая 2017 г.Отправить на электронный адрес klgkueda@mail.ru
Литература
Косолапова Л.А., Сулейманова С. Анализ и самоанализ учебного занятя в учреждении дополнительного образования детей. Пермь, 2000г.