Виртуальное профессиональное объединение 

начинающих педагогов дополнительного образования

"Организация учебного занятия в дополнительном образовании"

 

 

 

 

Занятие 4

 

 

Анализ и самоанализ учебного занятия

 

 

        Качество и эффективность учебного занятия во многом зависит от умения педагога анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести  При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного занятия, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.  Любое учебное занятие оценивается по достижению цели:

-цели достигнуты;

-цели частично достигнуты;

-цели не достигнуты.

        Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.

                                                

                                                  Виды анализа и самоанализа урока:

 

       краткий (оценочный): общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

       структурный (поэтапный): выявление и оценка преобладающих элементов  занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся; системный: рассмотрение занятия как единой, системы с точки зрения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений, навыков  обучающихся, усвоения ими способов учения;

       полный: включает оценку реализации учебных задач, содержание и виды учебной деятельности  обучающихся  по следующим характеристикам: уровни усвоения студентами знаний и способов умственной деятельности, развитие студентов, реализация дидактических принципов и результативность занятия;

       структурно-временной: оценка использования времени по каждому этапу занятия;

       комбинированный: одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов;

      психологический: изучение обеспечения познавательной деятельности  обучающихся развивающего типа;

       дидактический: анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения и учения  обучающихся, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности  обучающихся и т. п.

       аспектный: рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности  обучающихся:

реализация задачи занятия;

использование развивающих методов;

изучение способов активизации познавательной деятельности студентов;

пути развития познавательного интереса;

проверка и оценка знаний, умений и навыков;

организация проблемного обучения.

комплексный: одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).

       Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ.

Примерная схема самоанализа:

-Место занятия в системе занятий данной темы.

-Обоснование целей занятия и выполнение намеченного плана,

-Краткая характеристика учебной группы, индивидуальные особенности и их учет.

-Выбор структуры занятия, ее обоснованность.

-Мотивировка отбора учебного материала для занятия, оценка содержания каждого этапа занятия.

-Оценка оптимальности выбранных форм и методов, оценка их соответствия целям занятия и содержанию, выполнению задач, удовлетворенность преподавателя занятием, меры по устранению недостатков.

-Атмосфера занятия, характер взаимодействия педагога и обучающихся.

-Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

 

      Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося занятия и до начала следующего, когда можно учесть при подготовке что удалось, а что нужно исправить.

 

      Целенаправленное изучение собственного опыта может проводиться в одном направлении и зависит от того, что является для педагога главным на данный момент: активизация познавательной деятельности обучающихся при усвоении новых знаний, развитие самостоятельной работы обучающихся при формировании навыков и умений и т. д.

 

       Но не только самоанализ является для преподавателя повышением педагогического мастерства. Анализ уроков других педагогов, знакомство с их методикой проведения занятий позволяет совершенствовать свое преподавание.

 

      Одним из наиболее полезных для преподавателя видов анализа является дидактический.

 

                                      Примерная схема дидактического анализа.

 

-Своевременность явки преподавателя на урок.

-Готовность к началу урока.

-Санитарное состояние аудитории и личная гигиена студентов.

-Организация групп.

-Подробный анализ проверки домашнего задания.

-Методы и приемы, используемые преподавателем при проверке пройденного материала и их соответствие поставленным целям.

-Ценность используемых методов и приемов проверки задания.

-Качество знаний обучающихся.

-Способы активизации группы во время проверки знаний, умений, навыков.

-Анализ поведения обучающихся на занятии.

-Анализ изложения нового материала или закрепление предыдущей темы:

-ясность и доступность изложения материала преподавателем;

-используемые методы и их соответствие целям занятия.

-Используемые мыслительные приемы работы обучающихся.

-Анализ последнего этапа занятия:

-осуществление подведения итогов, выставление оценок;

-Своевременность окончания занятия.

                              Реализация воспитательных задач.

-Индивидуальный подход к обучающимся, сочетание его с коллективной работой.

-Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины.

-Самообладание и педагогический такт.

-Владение голосом, правильность речи, дикция, темп, выразительность.

-Примеры ответов на вопросы по указанной схеме.

 

                                          Выводы и предложения.

      В заключение педагог продумывает, каким образом улучшить качество своей ра­боты на занятии, делает общие выводы и намечает меры по со­вершенствованию своего мастерства.

Практическое занятие. Написать самоанализ любого учебного занятия,конспект которого Вы представили по изучению предыдущих тем. Срок выполнения до 17 мая 2017 г.Отправить на электронный адрес klgkueda@mail.ru

 

Литература 

Косолапова Л.А., Сулейманова С. Анализ и самоанализ учебного занятя в учреждении дополнительного образования детей. Пермь, 2000г.    

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»